С 1 марта 2025 года производители, которые хотят сертифицировать свои электровелосипеды, должны будут ограничить их максимальную скорость до 25 км/ч и предусмотреть функцию автоматического снижения скорости. Это позволит отделить электровелосипеды от мопедов, считают в Росстандарте.
С 2023 года в России уже действует государственный стандарт для электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности. И в следующем году, с 1 марта 2025 года в силу вступит новый ГОСТ Р 71894-2024, касающийся электровелосипедов.Пока текст документа не опубликован, но в ведомстве уточнили, что для сертификации устройства должны быть оснащены системой, которая автоматически снижает скорость до 25 км/ч при необходимости. Для этого используются системы спутникового позиционирования. Также обязательным условием является наличие двух независимых тормозов, предусмотренных конструкцией.
В Росстандарте отметили, что технические требования для электровелосипедов устанавливаются на уровне ГОСТа впервые.
С февраля 2023 года в России начал действовать ГОСТ Р 70514, который устанавливает требования к электросамокатам, моноколёсам и другим средствам индивидуальной мобильности (СИМ). В этом документе также определены ограничения скорости СИМ — не более 25 км/ч, а также необходимость автоматического замедления устройств. Если электросамокат способен развивать скорость более 25 км/ч, он должен быть сертифицирован как мопед или мотоцикл.
В Росстандарте объяснили, что новый стандарт позволит отличить электровелосипеды от мопедов.
В 2023 году в правила дорожного движения было внесено понятие «средство индивидуальной мобильности» (СИМ). Это транспортные средства, предназначенные для индивидуального передвижения человека, оснащённые одним или несколькими двигателями. Их использование ограничено: запрещено движение по автомагистралям и установлена максимальная скорость 25 км/ч.
"Это хорошо, что электровелосипеды пытаются вывести из категории средств индивидуальной мобильности (СИМ) и создать для них отдельную категорию. Электровелосипедами пользуются в основном курьеры, для которых важна скорость доставки, поскольку их заработок зависит от количества выполненных заказов»,
— считает Ксения Эрдман, глава Ассоциации операторов микромобильности. По её мнению, было бы логичнее приравнять электровелосипеды к мопедам и разрешить их движение только по проезжей части дорог (для управления мопедом, в отличие от СИМ, требуются водительские права категории «М»).
По информации Министерства внутренних дел, за девять месяцев 2024 года в Российской Федерации произошло 3890 дорожно-транспортных происшествий с участием СИМ. Это на 47,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года.